
и оказываемся возле дома-музея академика Ивана Петровича Пожалостина.

Знакомимся с распорядком работы музея,

проходим через открытую калитку и вот мы уже во внутреннем дворе усадьбы...

При входе в музей нас встречает вот такой стенд, на котором представлены все "услуги" музея. Итак, что же нам предлагают работники музея?
1. Увидеть экспозиции о жизни и творчестве И.П. Пожалостина, "Литературные страницы усадьбы И.П. Пожалостина" (К. Паустовский, А. Гайдар, Р. Фраерман) а также сменные выставки;
2. Услышать увлекательный рассказ экскурсовода о доме-музее (250 рублей);
3. Посмотреть видеофильмы по произведениям А. Гайдара и о К.Г. Паустовском;
4. Фото-видеосъемка не запрещена;
5. Здесь же можно заказать экскурсию в Солотчинский монастырь и церковь в честь иконы Казанской божьей матери;
6. Отсюда же можно пройтись по "Тропе К.Г. Паустовского";
7. В весенне-летний период можно попытаться найти "Тайник А. Гайдара"

Как видим, возможностей у музейных работников предостаточно, однако в силу временных ограничений воспользуемся только п.п. 1 и 4.
Прежде, чем начать осмотр экспозиции - немного информации о Пожалостине и том месте, где мы сейчас находимся.
Иван Петрович Пожалостин, русский художник, гравер-бюренист, родился 25 мая 1837 г. в селе Еголдаево Ряжского уезда Рязанской губернии в семье государственного крестьянина Храпова (свою фамилию Иван Петрович получил позднее по прозвищу своего деда). В раннем возрасте лишился родителей. Чтобы как-то прожить в нелегких условиях, Пожалостин ухаживал за слепыми, работал пастухом, трудился по найму у священника. В эти годы у него и проявилась склонность к рисованию. В 1850 г. Пожалостина отдали в Троицко-Зотиковский сиротский приют для государственных крестьян (сиротское воспитательное училище) в г. Рязани, где он проучился до 1854 г. В это время он познакомился с беглым крепостным художником, который и научил его основным азам художественного мастерства. В дальнейшем его талант был замечен начальником училища А.О. Андреевым, который договаривается с учителем рисования из гимназии Н.С. Ивановым о занятиях на дому. По окончании училища Пожалостина назначили помощником волостного писаря в село Солотча. Богатая природа здешних мест вдохновляла не только на дела художественные, но и дела амурные - вскоре Пожалостин женится на дочери Солотчинского иконописца
Ефросинии Алексеевне Агафоновой. В 1857 г. Пожалостин поступает на учебу в Академию художеств в класс профессора Ф.И. Иордана (одного из лучших граверов), где учился до 1868 г. По окончании Академии Пожалостину присваивается звание классного художника 1-ой степени (за время учебы он был в числе лучших студентов и неоднократно его работы награждались медалями различного достоинства). В 1871 г. за гравюру с работы Л. Карраччи "Несение креста" Ивану Петровичу было присвоено звание академика. Вскоре его направляют в Париж, где он продолжает совершенствовать свое мастерство под руководством Поля Жирардо. В 1875 г. за гравюру с картины В.Г. Перова "Птицелов" Пожалостин удостоился высочайшей благодарности от Императора Александра II, а в 1880 г., а за гравюру с картины Угрюмова "Испытание силы Яна Усмаря" - ему присваивается звание Почетного вольного общника Академии художеств. В это же время И.П. Пожалостин начинает строительство усадебного дома в Солотче. Период с 70-х по 80-ые гг. являются наиболее плодотворными в творчестве мастера-гравера: он делает ряд удачных портретов (Брюлова, Некрасова, Ермолова, Жуковского и др.) и исполняет гравюры для журналов "Русская
старина" и "Отечественные записки". Плодотворно работает с издательством Глазунова. В 1883 г. умирает учитель Пожалостина И. Иордан. Ученика избирают в адъютант-профессоры Академии художеств по классу гравирования. Спустя 10 лет И.П. Пожалостин уже в должности профессора возглавляет гравировальный класс в Императорской Академии художеств. Однако его пребывание в этой должности было не долгим: в 1894 г. в Академия художеств реорганизована, а класс резцовой гравюры ликвидирован. Пожалостина увольняют и он со своей семьей перебирается на постоянное место жительство сначала в Рязань, а потом в Солотчу, где начинает работу над гравюрой по картине А.И. Корзухина "Праздник в деревне". Однако болезнь не дала ему закончить данную работу: 25 декабря 1909 г. И.П. Пожалостин скончался и был захоронен на территории Рязанского кремля. В 1910 г. в Рязани была организована персональная посмертная выставка произведений И.П. Пожалостина, а в 1913 г. - создано Общество рязанского историко-художественного музея им. профессора И.П. Пожалостина.... Вот так, вкратце, мы познакомились с биографией известного мастера.
Теперь можно приступить и к осмотру музейных экспозиций...

Дом-музей И.П. Пожалостина. Солотча
Хотя мы наверное немного поспешили - ведь сам усадебный дом, в котором мы сейчас находимся имеет непростую историю....
После смерти художника в доме проживали его дочери Екатерина и Александра. В советское время (1930-1950 гг.) усадьбу Пожалостина облюбовали К.Г. Паустовский, А.П. Гайдар, Р.И. Фраерман, которые в этом уютном уголке Рязанского края написали ряд своих знаменитых произведений, вошедших в "золотой" фонд отечественной литературы. В то время дом выглядел следующим образом...

В дальнейшем дом трижды горел, усадьбу забросили....

Восстановление памятного места началось только в начале 90-х годов прошлого века...

Во время строительно-восстановительных работ рабочие нашли в фундаменте сгоревшего дома закладную записку, из которой следует, что дом действительно строился академиком И.П. Пожалостиным и был заложен им 27 мая 1880 г.

А теперь снова вернемся в музей и продолжим нашу экскурсию...

Дом-музей И.П. Пожалостина. Солотча
Перед нами Иван Петрович Пожалостин со своей супругой Ефросиньей Алексеевной (фотография сделана в последние годы жизни художника)

Творческую деятельность академика И.П. Пожалостина музейные работники изложили на одной страничке: краткость -сестра таланта...

Перед нами работа 13-летнего Ивана Пожалостина, которая была им написана в Рязани во время учебы в Троице-Зотиковском училище. Это первая и единственная картина, написанная Пожалостиным маслом. В доме художника она была наподобие иконы - вся семья часто молилась на нее...

В семье Пожалостиных было пятеро детей. Перед нами графический портрет старшей дочери Екатерины. Выполнен в 1866 г.

Дом-музей И.П. Пожалостина. Солотча
Одна из первых работ Пожалостина, выполненная во время обучения в Академии художеств - "Торс Геркулеса". Сделана, как следует из текста надписи, "пером в квартире Иордана в первом полугодии ученичества...". Октябрь 1858 г.

Академический этюд "Два натурщика". Как следует из надписи в правом верхнем углу, заверенной сургучной печатью, эта экзаменационная работа, выполненная 23 декабря 1866 г. удостоена Серебряной медали Императорской Академии художеств....

Подходим к витрине.

Здесь мы видим рабочий инструмент И.П. Пожалостина с помощью которого он делал большинство своих знаменитых работ....

А это - торцевая гравюра - иллюстрация к сказке "Колпак не по Ивану"...

Пожалостин не только занимался изготовлением гравюр, но и коллекционировал их. Один из таких экспонатов - медная гравированная пластина неизвестного мастера конца 18 века - перед нами...

Дом-музей И.П. Пожалостина. Солотча
Еще одна экзаменационная работа И.П. Пожалостина - гравюра портрета кардинала, которая была 22 декабря 1862 г. удостоена Советом Императорской академии Художеств 1-ой серебряной медали...

Пожалостин был одним из лучших учеников Ф.И. Иордана, поэтому не случайно последний подарил своему любимчику одну из своих работ - гравюру с картины Рафаэля "Преображение".

За портрет московского митрополита Филарета И.П. Пожалостин получает звание художника 3-й степени (1868 г.)..

В последние годы учебы в Академии Пожалостин начинает работать над портретами. В дальнейшем он активно продолжает заниматься этим направлением в рамках своего плодотворного сотрудничества с журналами "Русская старина" Семевского и "Отечественные записки" Тургенева. Для них он создает целую галерею портретов знаменитых людей России XVIII-XIX вв.
Среди них:
- К.П. Брюлов (1872 г.);

- епископ Пензенский Амвросий II Морев (доска помещена над его гробницей в Пензенском соборе)

- А.П. Морев (1882 г.);

Дом-музей И.П. Пожалостина. Солотча
- князь Потемкин-Таврический (1875 г.) и Дмитрий Самозванец (1875 г.);

- А.Н. Оленин (с портретом-заметкой Ф.Г. Солнцева, 1876 г.), Г.Р. Державин (с оригинала Василевского 1880 г.);

- А.С. Хомяков (с портретом-заметкой П.И. Бартенева, 1879 г.), С.О. Бородоевский (с портретом-заметкой его жены 1882 г.);

- И.И. Глазунов (с портретом-заметкой семьи 1881 г.), Ил.Ив. Глазунов (с портретом-заметкой сына Ив. Ил. Глазунова 1877 г.)

К.Н. Батюшков (с портретом-заметкой П.Я. Дашкова 1883 г.), И.С. Тургенев (с портретом-заметкой П. Виардо-Гарсиа 1883 г.);

Особое место в творчестве И.П. Пожалостина занимают портреты царской семьи. Перед нами один из них - Государыня Императрица Мария Федоровна (1879 г.). Эту гравюру автор создавал со своих собственных эскизов...

Дом-музей И.П. Пожалостина. Солотча
Продолжаем дальше осматривать экспонаты музея...

Гравюра "Несение креста Спасителем" с картины Л. Караччи 1871 г.... За эту работу Иван Петрович Пожалостин был удостоен звания академика.

Являясь отличным портретистом, Пожалостин блестяще справлялся и с репродуцированием сложных живописных композиций. Одна из них - гравюра "Испытание силы Яна Усмаря" (1872-78 гг.) с картины Г. И. Угрюмова, была программной работой для получения звания профессора...

Еще одно творение мастера - виньетка (копия с Ватто), 1881 г.

Необходимо отметить, что И.П. Пожалостин работал в одной из самых сложных и наиболее проверенной на практике граверной технике - резцовой на меди. Суть ее в следующем: для создания гравюры используется медная доска (ее размеры соответствуют размерам оттиска). На нее наносится рисунок (вырезается различными резцами). Углубления заполняются типографской краской, сверху накладывается влажный лист бумаги и под большим давлением все это прокатывается в печатном станке. В итоге получается гравюра в зеркальном отражении. Вроде бы ничего сложного (со стороны), однако на самом деле это тяжелый кропотливый труд. Например, гравюру портрета Державина (одна из первых работ) Пожалостин делал 10 месяцев. Вскоре Пожалостин нашел свои особые приемы при выполнении гравюр, а по мастерству их выполнения - превзошел и своего учителя - Иордана. Для того, чтобы оценить исключительное мастерство художника-гравера достаточно присмотреться, например, к волосам людей на гравированных портретах - даже на картинах, написанных маслом эффект не столь натурален, чем в работах Пожалостина.
"Беда" Пожалостина заключается в том, что он слишком поздно появился на свет. Все дело в том, что дорогие и трудоемкие гравюры, с помощью которых можно было в лучшем случае сделать не более 500 оттисков хорошего качества, к концу 19 века морально устарели - на смену им пришла фотография. Именно с появлением нового вида искусства и был расформирован класс резцовой гравюры в Академии художеств, а сам Пожалостин отправлен на пенсию, размеры которой не смогли обеспечить ему с семьей достойную жизнь в Петербурге. В связи с чем Пожалостин и был вынужден вернуться сначала в Рязань, а потом и в Солотчу.
Ну а мы переходим в следующий зал музея...

Дом-музей И.П. Пожалостина. Солотча
Работы сделанные акварелью:
- "Охота на зайца" и

"Солдат кавказского корпуса"....

Иногда И.П. Пожалостин и сам попадал "в поле зрение" своих выдающихся коллег. Вот таким его запечатлел А.А. Ростиславов в 1891 г.

На нашем пути встречается витрина с какими-то экспонатами...

Подходим ближе. На одной из полок мы видим книги из библиотеки Рязанского художественного музея (собрание сочинений И.А. Гончарова "с портретом автора, гравированным академиком И.П. Пожалостиным и факсимиле"и др.)

Дом-музей И.П. Пожалостина. Солотча
Продолжая дальнейшее знакомство с творчеством выдающегося русского художника

мы переходим в следующие помещения дома-музея...

В Рязани семья Пожалостиных проживала по двум адресам: сначала (с 1894 по 1897 гг.) на ул. Селезневской (ныне ул. Пожалостина),

потом на Сенной площади...

До настоящего времени эти дома не сохранились...
Перед нами рабочий кабинет академика.

Дом-музей И.П. Пожалостина. Солотча
Ниже приводится опись мемориальных предметов, которые можно здесь увидеть


За кабинетом Пожалостина размещается еще ряд комнат...

На стенах - многочисленные гравюры. Среди них:
- Готфрид Бульонский;

- портрет князя Куракина (с оригинала Боровиковского);

- Мадонна...

В самом конце дома (на первом этаже) располагалась столовая...

Дом-музей И.П. Пожалостина. Солотча
25 декабря 1909 г. Иван Петрович Пожалостин в возрасте 72 лет скончался после продолжительной болезни...


Похоронили Пожалостина на территории Рязанского кремля. В 20-ые годы прошлого века его могила выглядела следующим образом...

Сегодня место захоронения имеет следующий вид (могила Пожалостина крайняя справа)...

В 1910 г. в Рязани была организована посмертная выставка работ И.П. Пожалостина,

а спустя еще 3 года - создано Общество Рязанского Художественно-Исторического Музея им. проф. И. П. Пожалостина, цель которого (согласно приведенного ниже Устава) - забота о художественном развитии Рязани и Рязанской губернии...

Казалось бы на этом наш рассказ о Пожалостине и его доме можно было бы и закончить, но... в 30-ые годы прошлого века у этого здания (точнее его предшественника, который сгорел) "открылось второе дыхание"... Сначала рядом с домом Пожалостина поселился Константин Паустовский (ему нужно было уединенное живописное и спокойное место для работы над своими произведениями). Когда он узнал, что в соседнем доме жил и работал знаменитый художник, то решил, что ему жизненно необходимо снять комнату именно в этом доме (возможно считал, что в доме существует какая-то особая "творческая" аура). Он долго упрашивал дочь Пожалостина Екатерину сдать ему часть дома, но всегда получал категорический отказ (дети художника берегли память об отце и надеялись, что когда-нибудь будет создан мемориальный музей посвященный И.П. Пожалостину). Настойчивость Паустовского закончилась тем, что ему все-таки сдали маленький домик во дворе, который тот окрестил "банькой". Вскоре к Паустовскому присоединились Фраерман, Гайдар и Платонов. В 1949 г., перед смертью, последняя из дочерей Пожалостина заключила с Паустовским и Фраерманом договор. Суть его в следующем: Паустовский и Фраерман получают дом в дар,
но при условии, что в нем будет организован музей Пожалостина (хотя бы в виде одной мемориальной комнаты). Подарок был принят с распростертыми объятиями, а вот насчет условий договора... Паустовский вскоре навсегда покинул Солотчу, а с родственниками Фраермана судебные разбирательства шли вплоть до 1990 года....
Тем не менее второй этаж дома-музея Пожалостина полностью посвящен пребыванию. Паустовского в Солотче и его творческой деятельности в этих местах.
По достаточно крутой лестнице поднимаемся на верх...

Дом-музей И.П. Пожалостина. Солотча
На стенах мы видим обложки знаменитых произведений К. Паустовского...

Портрет писателя и его знаменитые изречения типа "Мы жили на этой земле. Не отдавайте в руки опустошителей, пошляков и невежд. Мы - потомки Пушкина, и с нас за это спросится..."

Вешалка со стандартным набором принадлежностей дачника...

И вот мы попадаем в мемориальный кабинет Паустовского, который представляет собой типичный уголок старой дачи типичного представителя советской творческой интеллигенции тех лет....


Дом-музей И.П. Пожалостина. Солотча
На стенах комнаты большое количество фотографий. Среди них мы видим и И.П. Пожалостина с дочерью Екатериной и внучкой Женей (прототипы рассказа "Телеграмма"),

и конечно же самого Паустовского и героев его произведений:
Вот Паустовский на рыбалке,


вот он беседует с жителями Солотчи,



Алексей Дмитриевич Желтов (лесник)

и он же с семьей на кордоне (герои рассказа "Кордон 273")...

Следующая фотография - групповой портрет в центре которого сидит Кузьма Зотов (упоминается в рассказе "Мещерская сторона").

Дом-музей И.П. Пожалостина. Солотча
Житель Солотчи Семен Васильевич Елесин (герой рассказа "Воитель" и повести "Золотая роза")

Незаменимый помощник Паустовского, с которым он фактически никогда не расставался...

Осматриваем еще ряд деталей интерьера типичной дачной обстановки советского писателя,

знакомимся со свидетельством о присвоении имени малой планете, и спускаемся вниз...

Выходим во двор,

Дом-музей И.П. Пожалостина. Солотча
и направляемся к "баньке" - домику в котором проживал К. Паустовский...

Осмотр "баньки" не занимает много времени:

здесь все достаточно просто и

соответствует спартанским условиям проживания....

На стенах снова встречаем многочисленные фотографии, связанные с пребыванием Паустовского в этих краях,
и "мысли в слух" по поводу увиденного здесь...

За "банькой" начинается сад...

Дом-музей И.П. Пожалостина. Солотча
Среди многочисленных яблонь выделяется одна, возле которой расположена какая-то табличка..

Оказывается она посажена А. Гайдаром в 30-е гг. прошлого века (да, ей столько лет не дашь - хорошо сохранилась...)

Мы уже думали, что на этом осмотр дома-музея Пажалостина и заканчивается,

однако в конце огороженного участка увидели указатель "Выставочный зал"...

Выходим через заднюю калитку, пересекаем улицу и подходим к особняку...

Оказывается в нем расположен выставочный зал дома-музея И.П. Пожалостина.

На данный момент здесь проходит выставка работ рязанского художника В.И. Фадеева и его учеников...

Немного осмотревшись

Дом-музей И.П. Пожалостина. Солотча
мы приступаем к осмотру экспозиции...

"Юный музыкант" (1978 г.),

"Портрет отца" (1986 г.),

"Письмо с фронта",

"Сын",

"Марина",

"Команда",

"Сирень",

"Зима в Солотче",

"Кузьминское"...

Здесь же представлена витрина, на которой размещены различные статьи и публикации о рязанском художнике...

Дом-музей И.П. Пожалостина. Солотча
А это уже работы учеников Фадеева: - Н. Анитов"Семья",

Н. Анитов "Красный крест",

Н. Анитов "Вице-губернатор",

Н. Анитов "Полнолуние",

В Ежов "Дворик" (гравюра),

В. Ежов "Зима в Сумбулово" (гравюра"

Познакомившись с творчеством рязанских художников мы направляемся к выходу...

Дом-музей И.П. Пожалостина. Солотча
Но прежде, чем мы покинем выставочный зал у нас предоставляется возможность познакомиться с фотографиями Константина Лопухова...





Вот теперь вроде бы мы осмотрели здесь все - можно отправляться и в обратный путь...

При желании "на дорожку" можно посетить объект "М и Ж",

ну а если у вас еще имеется время и возможности -

Дом-музей И.П. Пожалостина. Солотча
посетите "Тропу Паустовского" ...
