Эйфелева башня. Париж

    zhais@yandex.ru

Архивный материал (оцифрованная фотопленка)

 

Наверное каждый турист, который оказался в Париже не мыслит своей прогулки по городу без посещения Эйфелевой башни, поскольку последняя на протяжении многих десятилетий является самым узнаваемым архитектурным сооружением города.

В  80-х годов 19 века Франция начала готовиться  к празднованию знаменательного события в своей истории - 100-летию со дня взятия Бастилии. Эта круглая дата приходилась на 1889 г. и отмечать ее предполагалось с большим размахом - на протяжении 6-ти месяцев. Чтобы привлечь на это время к себе "международную общественность" французы решили провести у себя Международную выставку, при этом встала задача - нужно представить на выставке что-то такое, что показало бы могучие и величие Франции и поразило бы воображение всех других участников и гостей. Было принято решение построить некую арку, которая бы служила входом на выставку. Поскольку Франция - страна демократическая, был объявлен конкурс на лучший проект и соответствующие начальные условия и требования были разосланы во многие проектные организации, в том числе и конструкторское бюро Гюстава Эйфеля. В архивных документах своей организации Эйфель нашел эскиз башни, на котором он акцентировал свое внимание (выполненный его сотрудником Морисом Кешмелем) и решил взять за основу. Далее к доработке проекта Кешмеля Эйфель подключает другого своего сотрудника - Эмиля Нутье, который фактически и создает проекты конкурсной и конструкторской документации на будущую мировую достопримечательность Франции. В 1884 г. проект патентуется на троих: Эйфеля, Кешмеля и Нутье, а буквально спустя некоторое время Эйфель (за относительно символическую плату) выкупает у своих соавторов исключительное право на башню. Конкурсная комиссия отбирает 4-х номинантов из 107 претендентов. Среди финалистов оказывается и проект Эйфеля, к которому у членов комиссии было одно существенное замечание - в эстетическом плане проект несколько "суховат". Чтобы башня стала удовлетворять изысканным архитектурным вкусам парижан Эйфель привлекает к проекту архитектора Стефана Совестра, который за короткий срок придает башне надлежащий художественный облик. После этого проект Эйфеля объявляется победителем конкурса и в январе 1887 г. городские власти Парижа заключают с ним договор на строительство, которое началось немедленно и продолжалось до 31 марта 1889 г.

Для того, чтобы представить какой объем работ пришлось выполнить строителям за два с небольшим года приведем некоторые технические характеристики объекта. Высота - 300 метров, вес металлических конструкций - свыше 7000 тонн, полный вес - свыше 10 000 тонн. Глубина фундамента - 7 метров. Башня содержит около 18 тысяч металлических деталей, на стыковку которых потребовалось более 2,5 млн заклепок.

Ударные темпы строительства башни объяснялись тем, что, во-первых, была на высоком уровне (до начала строительства) проработана конструкторская документация (имелись точные размеры на все элементы башни), во-вторых, Эйфель использовал блочный принцип строительства, при котором на "земле" собирались блоки весом до 3-х тонн, которые потом с помощью кранов устанавливались на места. Постоянно на стройке работало около 300 рабочих. Несмотря на сложность объекта и его потенциальную опасность в плане безопасности проводимых работ (большая высотность) за период строительства не было зафиксировано ни одного несчастного случая (зато после ввода в эксплуатация Эйфелева башня заняла лидирующее место по числу суицидов).

Относительно бюджета Эйфелевой башни, то он составил около 8 млн. франков, которые окупились уже за время работы Международной выставки.

По договору с муниципалитетом Эйфель должен был демонтировать свое творение через 20 лет. Все шло к тому, что к этому сроку башня должна прекратить свое существование (несмотря на ее высокую популярность среди посетителей выставки - более 2 млн. человек побывали на башне за время международного форума) - уж больно сильным было возмущение французской интеллигенции относительно негативного влияния башни на архитектурный облик их столицы. Но тут "подвернулись" наш А.С. Попов и "их" Маркони со своими изобретениями - радио. Оказалось, что лучшего места для размещения антенн во всем Париже просто нет. В 1906 г. на Эйфелеву башню установили антенны  радиопередатчиков, а в 1957 г., буквально за одно мгновение, высота башни увеличилась на 20 метров за счет установки уже телевизионных антенн.

 

Эйфелева башня. Франция

 

 

Поскольку в течении дня наша экскурсионная программа по Парижу была весьма насыщенной, то посещение Эйфелевой башни (требующее длительного времени ) мы отложили на вечер, в наше свободное время. С приходом сумерек Эйфелева башня преображается - ведь не зря же парижане потратили  свыше 4,5 млн. евро на ее иллюминацию.

Кстати, об освещении. В первые годы после окончания строительства на Эйфелевой башне было установлено 10 000 газовых фонарей, которые в 1900 г. были заменены на электрические лампочки. В 1925 г. лампочек насчитывалось уже свыше 125 000 и ими можно было управлять, создавая эффекты звездного дождя, падающей кометы, знаки Зодиака и др.

 

Эйфелева башня. Франция

 

Отстояв длинную очередь сначала в кассу, а потом к лифту мы начали наше "восхождение".

Эйфелева башня имеет несколько уровней, с которых открывается великолепный вид на вечерний Париж.

 

Эйфелева башня. Франция

 

Главная цель каждого туриста - третий, самый верхний (из числа открытых для посещения) уровень, к которому доставляют скоростные лифты.

Здесь помимо смотровой площадки (с которой даже самые высотные здания Парижа размерами не больше муравья)


Эйфелева башня. Франция

 

 

Эйфелева башня. Франция


располагается рабочий кабинет самого Эйфеля.

 

     Эйфелева башня. Франция

 

Что можно сказать еще про Эйфелеву башню? Некоторые специалисты утверждают, что простоит она еще лет 150, а дальше (из-за коррозии, от которой ее сегодня спасают 57 тонн краски, наносимые раз в 7 лет) начнет разрушаться... Так что спешите в Париж, пока башня еще не упала...

 

 

Главная страница

Франция